За прошедший год рынок Интернет-доступа Тольятти претерпел ряд изменений. Провайдеры активно строили сети, росла популярность широкополосного доступа, ряды «диалапщиков» стремительно уменьшались. Тем не менее, у основной массы жителей города еще не сформировано убеждение, что Интернет – это тот продукт, который нужен им каждый день. Тольяттинцы уже не могут обойтись без телефона, как средства общения, но без Интернета, как способа получения информации, прожить еще в состоянии.
Что собираются предпринять Интернет-провайдеры для изменения ситуации, или насыщенность рынка уже не оставляет им возможности для маневров? Существует ли сегодня у абонентов компаний-провайдеров возможность реального выбора? Стоит ли в ближайшее время рассчитывать на серьезное снижение тарифов на услуги Интернет-доступа? Об этом мы беседуем с заместителем генерального директора ООО «ИнфоЛада» Вадимом Сорокиным.
«Поскольку в сфере Интернета мы впереди планеты всей…»
– Как бы вы охарактеризовали рынок технологий доступа в Интернет в Тольятти?
Вадим Сорокин: – Тольятти, если сравнивать с Самарой и областью, как всегда, «впереди планеты всей». На сегодняшний день любой горожанин, желающий «припасть» к «всемирной паутине», может это сделать, как минимум, с помощью двух из трех основных городских провайдеров, потому что практически в каждом доме Автограда есть сети сразу нескольких операторов. Наша компания может провести сеть в каждый дом городской застройки, в каждый офис, обеспечить своему клиенту любую технологию доступа в Интернет. Технология построения телекоммуникационной сети «ИнфоЛада» такова, что длина кабельных сетей от оборудования до абонента не превышает полутора километров, а это позволяет добиться высокого качества предоставляемой услуги.
Сегодня на городском рынке широкополосного доступа нет никакого ноу-хау. Операторы активно развивают и предлагают абонентам широкополосный доступ на базе ADSL, и в этом случае преимущество у тех, кто при развитии телефонной связи вкладывал средства в развитие линейно-кабельных сооружений и обеспечил хорошие короткие линии до абонента. Для тех, кому есть что «качать» на скоростях больших, чем может обеспечить ADSL2+ (до 26Мбит/с), а это в основном корпоративные клиенты, предлагается «оптика в дом» или «оптика в офис» и технология Ethernet. Наша компания внедряет эту технологию уже четвертый год. По мере появления на рынке контента, требующего более широкую полосу пропускания, сети доступа будут либо модернизироваться, либо меняться, ведь телекоммуникационный рынок – это рынок высоких технологий, а техническая революция продолжает набирать обороты. Очень даже может быть, что деньги, безоглядно вложенные сегодня в одну технологию, окажутся напрасно потраченными. Но, как бы то ни было, наличие финансовых ресурсов и высокопрофессиональных сотрудников, это тот базис, который позволяет компании «ИнфоЛада» с уверенностью смотреть в будущее.
В ожидании «Большого Провайдера»
– Стоит ли ожидать снижения цен на услуги Интернет для конечного пользователя?
– Цены на услуги доступа эволюционно снижались на протяжении последних пяти лет. Этому способствовала конкуренция среди тольяттинских провайдеров с одной стороны и увеличение объемов потребляемого трафика с другой.
Чем больше абонент потребляет Интернета, тем меньше платит за единицу потребления. Безлимитный тариф в этом плане – это, так сказать, вершина «творчества». К уменьшению цены будет вести увеличение количества потребителей Интернет, услуга станет массовой, а значит более дешёвой. Увеличение количества провайдеров не будет локомотивом в вопросе уменьшения цены за пользование Интернет. Чтобы уже закрыть вопрос, когда же придет некий «Самый Главный Провайдер» и осчастливит всех бесплатным Интернетом, скажу, что тот, кто хочет пользоваться Интернетом сейчас, может это сделать, а тот, кто хочет ждать бесплатного сыра, пусть ждет.
Что касается конкуренции на рынке, то нельзя сказать, что это борьба не на жизнь, а на смерть. Сегодня идёт борьба не между провайдерами, а борьба за вовлечение в паутину Интернета новых пользователей.
Стремление какого-то одного игрока доминировать на этом рынке обречено на провал. Как никому не удалось монополизировать рынок проводной связи, так никому не под силу монополизировать рынок Интернет-доступа, потому что у каждого оператора есть своя привлекательная «фишка», а у каждого абонента – личные предпочтения. Тем не менее, конкуренция среди компаний – провайдеров – это всегда большой плюс и для нас, и для клиентов. Клиент получает качество и передовые технологии по приемлемой цене, а нас активность «коллег по цеху» заставляет быть всегда в форме.
Этот дешевый недешевый безлимит
– У всех крупных провайдеров есть линейка безлимитных тарифов. Реально ли высок интерес к ним у потребителя, или это один из способов всегда иметь высокую выручку?
– Безлимитный тариф – это некое соглашение между абонентом, гарантирующим провайдеру определённый уровень выручки, с одной стороны, и провайдером, обеспечивающим абоненту определённую скорость доступа без учёта трафика – с другой. И вот на этих «качелях», уравновешивающих скорость доступа и размер ежемесячного платежа провайдер, так сказать, и «развлекается».
Человек – создание странное и переменчивое, скучна ему спокойная, размеренная жизнь. Там, где всегда был коммунальный «безлимит», сегодня идёт активная пропаганда установки счётчиков учета расхода воды как средства экономии, а там, где всегда стоял счётчик учета расхода трафика (я имею ввиду уже сферу Интернет-доступа), сегодня пропагандируется «великолепие» безлимитного тарифа. Наконец, в процессе выбора того или иного тарифа в каждом индивидуальном случае у каждого человека возникают свои доводы за и против. Тенденция на рынке Интернет-провайдинга, на мой взгляд, такова: идет превращение широкополосного доступа (ADSL, Ethernet, WiMax) в массовую услугу и, как следствие, происходит переход на абонентскую (безлимитную) форму оплаты, обеспечивающую оператору уровень дохода, достаточный для эксплуатации и развития сети, а средне-статистическому абоненту – приемлемое качество. Чем выше будут запросы абонента по качеству, тем выше будет платёж. Помегабайтные тарифные планы, конечно же, сохранятся, у dial-up тоже останутся свои сторонники, но лидерами будут не они. И это объясняется, в первую очередь, тем, что широкополосный доступ – это не только доступ к дорогим внешним ресурсам, но и доступ к внутригородским, областным сетям, а также IP ТV, с которым ой как не всё однозначно и понятно. Но это тема отдельного разговора.
Проблема качества услуги состоит в одном: каждый Интернет-провайдер может гарантировать своему абоненту определённый уровень скоростей только в своей сети, ну и, может быть, в сети вышестоящего провайдера. Всё, что творится далее – на совести тех провайдеров или владельцев контента, на которых нет реальных рычагов влияния ни у местного провайдера, ни у абонента. Когда человек выбирает того или иного провайдера, он должен, как минимум, поинтересоваться – почему у одного оператора цена за 128 кб составляет 300 рублей, а у другого – 3 тысячи? И отвечая для себя на этот вопрос, нужно подумать – а какого качества услугу я, как потребитель, получу, выбрав дешевый безлимитный тариф? Позаботился ли мой провайдер о том, чтобы «канал наверх» имел достаточную для комфортного пользования полосу пропускания? Но, зачастую, магия дешевизны оказывается сильнее здравого смысла. Для «ИнфоЛада» всегда во главе угла стоял приоритет качества и ответственность перед абонентами. Разрабатывая линейку тарифов доступа в Интернет, мы помним, что далеко не все абоненты стремятся пользоваться безлимитными тарифами – для одних это дорого, а другие хотят работать на максимальных скоростях.
– Как вы оцениваете свои перспективы на рынке предоставления доступа в Интернет?
– Технические возможности «ИнфоЛада» позволяют нашим клиентам использования весь спектр технологий Интернет-доступа – dial-up, ADSL, Ethernet, Wi-Fi, Wi-Max. Выбор той или иной технологии, в итоге, диктует заказчик. Например, захотел человек подключить Ethernet, но несколько лет назад, делая ремонт в квартире, не предусмотрел возможность прокладки еще одного кабеля. В этой ситуации проще организовать доступ по уже имеющейся телефонной линии. Все нюансы должны быть учтены, как и в любом другом деле. Для корпоративных клиентов наша компания организует закрытые корпоративные сети, построенные на основе последних решений в области передачи данных, в том числе, между городами, а также с присоединением учрежденческих автоматических телефонных станций (АТС). Если мы подключаем индивидуальных потребителей, то оцениваем качество своей работы, исходя из негласного принципа: «Сделай, как себе домой». В конце октября «ИнфоЛада» предложила своим клиентам новый Интернет-продукт под названием «Сетерон», который объединил несколько тарифных планов – «Set Up», «City Set», «256 Set» и др. Эта линейка тарифов более гибкая, оптимально адаптирована под потребности конкретного пользователя Интернет. Мы надеемся, что теперь каждый наш абонент сможет подобрать для себя тот тарифный план, который наиболее соответствует его личным нуждам. У клиентов всегда должен быть выбор. Кстати, в ноябре, в тестовом режиме, т.е. бесплатно для всех абонентов «ИнфоЛада» в Тольятти, Самаре и Жигулёвске, мы планируем начать вещание двух каналов IP TV.
Наша компания работает всем коллективом, внедряет новые технологии, стремится идти в ногу с рынком и, самое главное, уважает наших клиентов и старается не разочаровать их. Именно такие принципы позволяют чувствовать себя профессионалами в своём деле, получать удовлетворение от работы и, как следствие, занимать достойное место среди коллег-соперников на рынке услуг широкополосного доступа.